Персональный сайт Пучковой Марины Геннадьевны, педагог-психолог, детский сад № 198 «Вишенка»

Мое педагогическое ЭССЕ

Кто такой педагог???

Чтобы понять педагога, мало узнать его взгляды, перечитать его труды. Самый большой вклад каждого педагога в жизнь – это его собственная жизнь, его дело. Именно жизнью и делом человек изменяет мир.

Что должен воспитывать педагог???

Человеческие качества, и прежде всего высокая нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства, — вот что должен воспитывать педагог.

Главное в жизни каждого педагога, конечно же, любовь к детям, помочь каждому ребенку стать счастливым, уверенным в своем завтрашнем дне, - эта незыблемая истина была сформулирована в 18 веке М.В. Ломоносовым и остается, актуальна по сегодняшний день - «Через ученье к счастью», эта формула как утверждал Ломоносов основа педагогики.

 Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними - и новое время, важно задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я педагог, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении педагог 21 века - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному педагогу. На практике часто приходится наблюдать, как опытные педагоги, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если педагог хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы. Педагог 21 века — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, имеющий глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами. Педагог 21 века — творец в самых различных сферах педагогической деятельности.

Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

В наше время право на образование защищено «Конвенцией о правах ребенка» (1989г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993г.)

Дошкольное детство – важный период в развитии человека. Именно в дошкольном возрасте формируются характер, приобретаются основные жизненно важные навыки и умения. Очень важно не пропустить этот этап дошкольного детства, вовремя прийти на помощь ребенку, учить его, давать радость общения с прекрасным, радость познания.

Каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, на воспитание и на образование с учётом его индивидуальных возможностей. Положения, отражённые в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с различными нарушениями в развитии. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребёнка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Основная цель психологической службы в системе образования – это обеспечение психического и психологического здоровья ребенка. Эта цель определяет основные задачи психологической службы и обуславливает принципы работы психолога нашего дошкольного учреждения. 

Основная задача психолога – обеспечить нормальное развитие ребенка, исходя из закономерностей развития, коррекция отставания в развитии тех или иных высших психических функций, а также коррекция нарушений в поведении. Для решения этих задач необходимо создание условий, предметно-пространственной среды.

Работая психологом в специализированном детском саду, для детей с задержкой психического развития (ЗПР), пришла к выводу, что, моя работа не напрасна. Я радуюсь на выпускном вечере за детей, которые после кропотливой работы всех специалистов детского сада все таки идут в массовые школы. Встречая выпускников, радуюсь за их успехи в школе и в жизни. Формула Ломоносова «Через ученье к счастью» - действует!

***

Основная цель психологической службы в системе образования – это обеспечение психического и психологического здоровья ребенка. Эта цель определяет основные задачи психологической службы и обуславливает принципы работы психолога нашего дошкольного учреждения.  Основная задача психолога – обеспечить нормальное развитие ребенка, исходя из закономерностей развития, коррекция отставания в развитии тех или иных высших психических функций, а также коррекция нарушений в поведении. Для решения этих задач необходимо создание условий, предметно-пространственной среды.

Несколько лет, работая в специализированном детском саду, для детей с задержкой психического развития (ЗПР), пришла к выводу, что, организовав пространственную среду с подбором коррекционных пособий, специального психологического инструментария поможет разнообразить и улучшить качество коррекционной работы.

 Занимаясь проблемой организации предметно-пространственной среды (ППС) в группах дошкольного учреждения, а также кабинета психолога мною было замечено, что при организации ППС учитываются в основном эстетические и физиологические принципы, а также возрастные особенности детей-дошкольников, наблюдается недостаток психологического оборудования, оборудования для релаксации, снятии эмоционального напряжения.

Моей целью стало создание этой среды в кабинете психолога и частично в группах.

В течении 2006 — 2007 года была проведена работа:

· по организации предметно-пространственной среды кабинета психолога с подбором оборудования.

· Разработаны и сделаны пособия, направленные на развитие перцептивных и мнестических возможностей, на развитие зрительной чувствительности, внимания, на снятие негативных эмоций и состояний.

· Разработаны методы и приемы использования пособий, а также пособия, которые могут использовать в работе воспитатели и узкие специалисты.

· Разработана коррекционная программа «Волна», направленная на формирование произвольности психических процессов, деятельности детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями

В 2017 – 2018 году, в связи с приобретением сенсорного оборудования в кабинет психолога, мною была разработана вторая коррекционная программа «Волна 2» для детей с ЗПР, с включением в программу игр и упражнений с использованием нового сенсорного оборудования.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьёзно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ЗПР и другими отклонениями в развитии, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается, поэтому так важна и актуальна работа по исследованию проблемы взаимодействия всех специалистов, участвующих в коррекционно-развивающем сопровождении дошкольника с ЗПР.

Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях в группах для детей с ЗПР, также связано с усилением роли семьи в их воспитании.

Успех коррекционной работы с ребёнком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозможным. Лишь при условии готовности партнёров ребёнка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, принять и поддержать ребёнка в саморазвитии, понять действенное содержание и смысл психологических изменений, происходящих с ребёнком, можно рассчитывать на успех коррекционного воздействия.

Поэтому, моё мнение, выработанное девятилетней практикой работы с детьми с нарушениями в развитии, подтверждают исследования учёных о комплексном коррекционно-развивающем воздействии на ребёнка с проблемами в развитии.

На мой взгляд, единая образовательная среда для ребёнка включает в себя коррекционно-развивающую работу, в которую органично входят обучающие системы, воспитательные системы, предметно-развивающее пространство и обязательное взаимодействие участников образовательного процесса, то есть задача современных педагогов комплексно воздействовать на все стороны развития и воспитания ребёнка.

Я, предлагаю рассмотреть структурные блоки коррекционно-развивающей программы:

1. Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности).

3. Обогащение социального опыта и развитие речи до уровня, позволяющего детям общаться и сознательно воспринимать учебный материал.

4. Формирование учебной мотивации.

5. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.

6. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии детей медицинскими и психолого-педагогическими приёмами и методами работы.

В современных условиях, необходимо с раннего возраста социализировать ребёнка, особенно это касается детей с задержкой психического развития,  так как процесс социализации у данной категории детей проходит медленно и болезненно, потому что,  сопутствующими, являются нарушения эмоционально-волевой сферы (двигательная расторможенность, гипердинамический синдром, агрессивность или элементы аутичного поведения), невозможность самостоятельно, без помощи специалистов принять определённую задачу, таких детей надо учить совместной  деятельности с детьми, поэтому большая работа возлагается на воспитателей коррекционных групп, психолога, контролирующего правильный процесс социализации ребёнка.

На мой взгляд, личностное развитие детей с ЗПР наряду с коррекцией интеллектуальной сферы, развития ВПФ, должны быть приоритетными направлениями дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.

Поэтому, уже в дошкольном возрасте (старший дошкольный возраст) мы должны формировать следующие качества:

- самостоятельность, инициативность, свобода и ответственность (как в плане познания, так и в деятельностно-практическом и эмоционально-ценностном плане);

- воля (произвольность);

- компетентность (в отношении разных сфер действительности: Общество, Природа, Другие, Я сам и т.д.);

- творчество (креативность);

- коммуникабельность.

Самостоятельность означает способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром. Самостоятельность предусматривает свободу индивида в своих поступках и ответственность за них. С педагогической точки зрения очень важно создание такой образовательной среды, которая даёт ребёнку возможность овладевать доступными ему средствами и способами познания, преобразования мира и общения с ним.

Самостоятельный ребёнок способен осуществить выбор предпочитаемого им (в тот или иной момент) вида деятельности и сделать это таким образом, чтобы не мешать остальным, а напротив, увлечь их, если это уместно в данной ситуации. Самостоятельный ребёнок владеет навыками самообслуживания; самостоятельно использует личное время.

Таким образом, показателями самостоятельности выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Инициативность означает способность ребёнка самому начать продуктивную деятельность и вовлекать в неё других людей. Инициативный ребёнок самостоятельно в процессе познания: ставит познавательную задачу, выбирает средства и способы её решения и осуществляет их (строит гипотезы, наблюдает, экспериментирует, моделирует, анализирует, задаёт вопросы, желая получить дополнительную информацию, делает выводы), анализирует результат решения задачи (находит для этого средства и способы), при необходимости корректирует его.

Ответственность – функциональное качество свободного человека, характеризующееся сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость. Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате приобретения социальных ценностей, норм и правил.

Творчество направлено на создание не объективно, а субъективно новых материальных и духовных ценностей. Особое значение в развитии творческого потенциала, воображения. Помимо этой способности, творчество предполагает наличие у личности мотивов, знаний и умений, благодаря которым и создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью.

Ребёнок творчески решает познавательные и практические задачи разного рода, стремясь самостоятельно находить оригинальные способы и средства их решения, тем самым всё более раскрывая для себя окружающий мир. Он проявляет любознательность, творческий интерес по отношению к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям научно-технического прогресса и т.д.

Компетентность, то есть обладание определённым кругом знаний и опытом, позволяющими выполнить конкретную деятельность, иметь возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить процедуру (знания и действия), подходящую для проблемы.

Компетентностный подход к воспитанию предполагает:

1. Формирование социальных компетенций, социальной грамотности, то есть комплекса знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений и реализацию функций социальной самозащиты.

2. Формирование социокультурных компетенций – воспитание толерантности, понимания культурных различий, уважения друг к другу, готовности жить в многокультурном обществе, способности мирно сосуществовать с людьми других культур, языков и религий, способности препятствовать возникновению расизма, ксенофобии, распространению климата нетерпимости.

3. Гражданское воспитание, формирующее у воспитанников осознание гражданской ответственности, патриотических чувств, любви к Родине, Отечеству.

4. Формирование трудовых компетенций, воспитание готовности к трудовой деятельности: развитие разнообразных способностей воспитанников, воспитание уважения к труду.

5. Формирование валеологических компетенций, воспитание готовности к здоровому образу жизни, предполагающему рациональное питание, регулярные занятия физической культурой и спортом.

6. Формирование личностных компетенций – усвоение нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, воспитание готовности к оказанию помощи людям.

7. Формирование коммуникативных компетенций – обеспечение владения родным языком на уровне, необходимом для жизни в современном обществе и обучения в современной школе.

8.  Формирование интеллектуальных компетенций – способности к творческому и критическому мышлению, умению анализировать, вырабатывать самостоятельные решения.

9. Формирование эмоциональной компетенции – воспитание умения справляться с собственным внутренним и внешним миром, управлять своими эмоциями, контролировать их.

Коммуникабельность характеризуется способностью личности достигать социальной общности при сохранении собственной индивидуальности. Ребёнок обращается за помощью к взрослому и с готовностью принимает её; делится со взрослыми и сверстниками своими эмоциями; с удовольствием включается в разные виды совместной деятельности; обсуждает и согласовывает с другими ход деятельности; вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления; оценивает достижения других, терпимо относясь к их промахам и ошибкам; адекватно оценивает собственные достижения, воспринимает доброжелательную критику.

Он пользуется речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов, выражения сочувствия к переживаниям другого; пользуется формами речевого этикета; адекватно реагирует на коррекцию своих ошибок и следует ей. С уважением относится к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, культуры.

 Воля (произвольность) выражается в способности управлять своим поведением в соответствии с определёнными представлениями, правилами, нормами.

  Ребёнок соблюдает режим дня, требования личной гигиены, правила этикета, выполняет задания разного рода (по образцу, по словесной инструкции, на заданную тему и т.д., доводит начатое дело до конца, ориентируясь на положительный результат.

  И в заключении, мне хотелось бы сказать, что в современных условиях содержание и коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями в развитии, их максимальная адаптация, социализация, подготовка  к обучению в школе, является основным социальным заказом от государства для педагогов современных дошкольных образовательных учреждений.

7 ноября 2018 в 23:35

Прикреплённые файлы:

Документ: Мое педагогическое ЭССЕ

Описание файла:

Файл называется: yeticheskii_0p9vd.doc

Это официальный файл организации «Персональный сайт Пучковой Марины Геннадьевны, педагог-психолог, детский сад № 198 «Вишенка»», в нём содержится Мое педагогическое ЭССЕ.

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.